Конспект урока русского языка в 6 классе по теме:

"Имя прилагательное. Вводное повторение".

Методическая копилка Федотова Н.В.

ЦЕЛЬ:   1. Углубление понятия о роли имени прилагательного в речи; формирование умения правильного употребления прилагательных в речи, умение обосновывать выбор падежных окончаний прилагательных.

               2. Развитие навыков выразительного чтения.

 

                   ХОД УРОКА:        

Сегодня мы с вами должны повторить всё, что вы учили раньше об имени прилагательном. Само прилагательное говорит о своей сути следующее:

Определяю я предметы,

Они со мной весьма приметны.

Я украшаю вашу речь,

Меня Вам надо знать, беречь!

         (записано на доске)

Ребята, какой приближается праздник? Новый Год.

О чём люди мечтают в канун этого праздника? О подарках.

Получать подарки – это приятно, нам на урок принесли подарок.

Прочитайте, что на нём написано.

Если постараешься,

Ждёт тебя сюрприз.

Всё о прилагательном

Вспомни без каприз.

Итак, мы нацелились вести разговор об имени прилагательном, а подарок – это сборник пословиц и поговорок. Пусть они станут для Вас руководством к действию!

Берись дружно, не будет грузно.  

Ребята, вспомните, что такое имя прилагательное? Часть речи.

На какие вопросы отвечает имя прилагательное?     Какой?

                                                                                        Какая?

                                                                                        Какие? ...

Что обозначает имя прилагательное? Признак предмета.

Как изменяются имена прилагательные? По родам, числам, падежам.

От чего в предложении зависят прилагательные?  От существительных.

Каким членом предложения бывает прилагательное?  Определением.

А теперь нас ожидает следующая пословица:

Без труда не выловишь...  

Чего не выловишь? Рыбку из пруда.

Давайте потрудимся над следующим заданием. Я буду читать вам шуточное стихотворение "Лист – долгожитель". Как только вы услышите, как я произнесу словосочетание кленовый лист, так сразу покажите мне свои карточки с нужным падежом.

В зимнем парке школы новой

Оторвался лист кленовый. И

И пустился вместе с ветром

Путешествовать по свету.

Закружилась голова

У кленового листа. Р

Ветер нёс его и нёс,

Бросил только на мосту.

В тот же миг весёлый пёс

Шмыг, – к кленовому листу. Д

Лапой хвать кленовый лист, В

Дескать, поиграем.

"Не хочу", – парашютист

Головой качает.

Ветер вмиг с листом кленовым Т

Над землёй взметнулся снова,

Но шалун-листок упал...

Вы узнали почти новый

Стих о том листе кленовом. П

А вот и следующая поговорка:

Зри в корень!  

Внимательно смотрите в корень слова. Перед Вами имена прилагательные. Прежде чем вставить пропущенную букву, подберите проверочное слово.

                            Грус...ный – грусть

                            извес...ный – ...

                            опас...ный – ...

                            ненас...ный – ...

                            облас...ной – ...

А теперь такая поговорка:

Всяк молодец на свой образец.  

Это значит, что каждый решит сам, как выполнить задание: составьте словосочетания с прилагательными. Род можно менять.

Грустный – грустный взгляд, грустное настроение;

известный – ...

опасный – ...

ненастный – ...

областной – ...

А о чём гласит следующая поговорка?

Дело мастера боится.  

Подберите к предложенным прилагательным краткую форму. Что нужно знать, чтобы правильно записать прилагательное в краткой форме? После шипящих у кратких прилагательных Ь не пишется.

Хороший – хорош

горячий – ...

колючий – ...

шипучий – ...

летучий – ...

А теперь посмотрим сюда:

Ты должен слово нужное найти, а не его троюродного брата.  

Ребята, найдите нужное слово, а помогут Вам прилагательные.

1. Серый, хищный, жадный... Волк

2. Рыжая, хитрая, ловкая...

3. Косой, слабый, трусливый...

4. Большой, косолапый...

5. Сухое, свежее, душистое...

6. Дождливая, холодная...

7. Серое, хмурое...

8. Полосатый, сладкий, красный...

9. Снежная, морозная...

10. Зелёная, колючая, пушистая...

Прочитайте следующую поговорку:

Хорошие речи приятно и слушать.  

А какие речи мы называем хорошими? Когда слова красивые,

                                                                        яркие, выразительные.

Имена прилагательные делают речь яркой и выразительной. Послушайте, как звучат имена прилагательные в стихотворении Константина Бальмонта:

Светло-пушистая,

Снежинка белая,

Какая чистая,

Какая смелая!

Дорогой бурною

Легко проносится,

Не в высь лазурную,

На землю просится.

Обратите внимание, что снежинка может быть не только светлой, белой, пушистой, но и чистой и ещё смелой. Снежинка смелая – это образное выражение, эпитет. Спросите у любого человека: трава, какая? Снег? Ночь? Человек ответит: трава ... , снег..., ночь ... . А всегда ли снег белый? На закате он красный, а может серебристый. Снег бывает тёмно-голубой, а ещё пушистый, рассыпчатый. А если потрогать, то холодный, мокрый, свежий, колючий, жгучий. Вот сколько прилагательных участвует в описании снега. Когда мы научимся пользоваться этим богатством, вдумчиво подбирать эпитеты, тогда наша речь станет ярче и выразительней.

А что предложит нам сборник?

По щучьему велению, по моему хотению.  

По моему хотению определите род прилагательных. Поднимайте карточку – мужской, женский или средний род.

Одинокий бег

белая равнина

пухлой пеленою

в красном кушаке

разгульная метель

радостный народ.

А теперь усложним задачу:

Чудное

весёлый

бурною

дворовый

удалая

рад

Вернёмся к сборнику:

 

Полминутки для шутки.  

(Выполняется любое шутливое упражнение для разгрузки).

Следующая пословица звучит так:

Кто грамоте горазд, тому не пропасть.  

[харош], [руский]

Здесь зашифрованы слова – прилагательные. Прочитайте и запишите без ошибок. Совпадает ли количество букв и звуков в словах?

Далее:

 

За чем пойдёшь, то и найдёшь.  

Мы говорили о прилагательном, так что же мы вспомнили?

А вот весёлое стихотворение:

Очень занимательное –

Имя прилагательное.

Трудно будет без него,

Если пропадёт оно.

Ну, представь-ка себе это:

Как без признаков предмета

Будем спорить, говорить,

Веселиться и шутить?

Что тогда получится?

Стоит разве мучиться?

Не скажем мы "прекрасное",

А скажем "безобразное".

Не скажем маме "милая,

Красивая, любимая".

Отцу и брату и сестре

Не сможем говорить нигде

Эти замечательные

При-ла-га-тель-ны-е

Чтобы всё отлично стало,

Разных признаков немало

Будем всюду замечать

И к месту в речи их вставлять.

И вот, наконец, последняя поговорка:

Конец – делу венец.  

 

Молодцы! Вы все хорошо работали. А вот теперь, наконец, и сюрприз! Мы можем нарядить ёлочку игрушками, которые вы получали за правильные ответы. А мы узнаем, кто был самым активным на уроке.

назад

Hosted by uCoz